Остановить падение продаж коммерческих машин в России призваны стимулирование государством лизинговых программ, компенсация утилизационного сбора, а в долгосрочной перспективе — дальнейшее развитие дорожной инфрасттуры.
Нароссийском рынке коммерческих автомобилей продажи снова снижаются. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», поитогам 2019 года объем рынка новых грузовых автомобилей вРоссии составил80,7тыс. единиц, что на2% меньше, чем в2018-м. Немногим лучше ситуация нарынке легких коммерческих авто (LCV). Поподсчетам «Автостата», впрошлом году объем этого сегмента рынка составил112,1тыс. единиц, что совпадает суровнем 2018 года.
Вначале текущего года продажи коммерческих автомобилей несколько оживились.Так, вянваре сбыт новых грузовиков вРФ вырос на18%, LCV— на7%. Однако вфеврале опять начался резкий спад— вчастности, продажи LCV поитогам месяца снизились более чем на8%, до7,4тыс. единиц.
Поитогам 2020 года рынок коммерческих автомобилей вРоссии ждет снижение на4–5%, считает Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей китайской маркиFAW, однако сокращение может быть иболее существенным, если вполной мере незаработают очередные программы государственной поддержки.
Поддержать лизинг
Государство впоследнее время довольно активно поддерживает продажи коммерческих автомобилей вРоссии. Нестанет исключением итекущийгод: позаявлениям представителей МинпромторгаРФ, бюджетная поддержка рынка коммерческих автомобилей будет сконцентрирована нанескольких основных направлениях. Прежде всего это продолжение субсидирования лизинговых программ, накоторые, пообещаниям представителей ведомства, втекущем году будет выделено примерно столькоже средств, что ив прошлые годы, тоесть порядка 10млрдруб. ВМинпромтоге предполагают продолжать поддерживать несколько лизинговых программ: «Российский фермер» (для российских сельхозпроизводителей), «Российский тягач» (программа, направленная настимулирование продаж отечественных тягачей), атакже «Свое дело» (программа для субъектов малого исреднего бизнеса).
Согласно обновленным условиям программы, ихучастники могут получить помощь государства ввиде компенсации до12,5% полизинговым платежам (но небольше 625тыс.руб. наодин предмет лизинга). «По разным оценкам, от70 до80% грузовиков приобретаются влизинг. Таким образом, государственное субсидирование подобных программ станет существенной поддержкой рынка ив текущем году»,— говорит Олег Заглядин, генеральный директор лизинговой компании Carcade.
Объемы государственного субсидирования лизинга наприобретение коммерческих грузовых автомобилей составляют 8–10 млрдруб. вгод. Этого хватает на20–30тыс. единиц техники, что соответствует 10–15% объема продаж нового рынка, отмечает директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.
Ставка налокализацию
Значимым инструментом господдержки продаж коммерческих автомобилей должны стать меры покомпенсации утилизационного сбора для тех производителей, которые выпускают машины натерритории России. Сбор был введен в2012 году вместе совступлением России вВТОи, посути, стал завуалированным инструментом защиты внутреннего рынка отимпорта.
Сначала текущего года этот вид платы был повышен. Однако если для легковых машин повышение стало очень существенным (сразу на145%), тов секторе грузовиков рост ставки оказался щадящим. Самое значимое (на 67%) повышение затрагивает седельные тягачи грузоподъемностью от12 до20т. Таким образом, сейчас взависимости оттипа игрузоподъемности утилизационный сбор закаждый грузовой автомобиль составляет всреднем 300–450тыс.руб.
При этом Минпромторг внастоящее время меняет систему компенсации утилизационного сбора, которая оценивается вбалльной системе исо временем будет все больше зависеть отлокализации производства. Например, чтобы получить все 100% компенсации, уровень локализации выпускаемого вРоссии грузовика должен набрать 4тыс. баллов (минимальные требования локального производства посварке иокраске дают производителю 900 баллов).
Субсидии, связанные скомпенсацией утилизационного сбора, являются наиболее значимыми суммами, заявленными вбюджете, сейчас они составляют 250–300 млрдруб. вгод, подчеркивает Кирилл Никода. Столь серьезные суммы поддержки производимых вРоссии коммерческих автомобилей явно сказываются насостоянии конкуренции нарынке, где российские автопроизводители, ощущая господдержку, продолжают занимать доминирующие позиции.Так, всегменте грузовиков первые строчки продаж занимают такие бренды, как «КамАЗ» и«ГАЗ», которым вместе сдругой российской маркой («Урал») вобщей сложности сейчас принадлежат почти 40% всех продаж.
При этом российские производители грузовиков умудряются двигаться против общего тренда снижения рынка. Например, поданным «Автостата», КамАЗ запоследний год нарастил продажи на7% (до27,6тыс. автомобилей), ГАЗ— на6% (до8,8тыс. единиц), «Урал» подрос почти на5,5% (до3,1тыс.).
Всвою очередь, иностранные бренды— вомногом из-за протекционистских мер властей— оказались вотрицательной зоне. Уидущей натретьем месте марки Volvo продажи упали на11%, до5,65тыс. машин. Умарки Scania продажи снизились сразу на16%, до5,62тыс. единиц. Антирекордом закончила минувший год японская Isuzu, чьи продажи рухнули на20%, до3тыс. единиц.
Всегменте легкого коммерческого транспорта доминирование российских производителей еще существеннее. Такие марки, как «ГАЗ», «УАЗ» иLada всумме удерживают 70% этого сегмента рынка. Изменения динамики продаж при этом невыглядят столь убедительными для российских марок, как погрузовикам.
Так, марка «ГАЗ» поитогам 2019 года сумела прибавить только 3% (до50,6тыс. единиц). Примерно на3% сумела вырасти марка Lada (до 11тыс.). «УАЗ» ивовсе упал почти на4%, до17,3тыс. единиц. Зато марка Ford, которая выпускает свои LCV вРоссии врамках совместного предприятия сSollers (и, соответственно, получает компенсацию заутилизационный сбор), сумела нарастить продажи на13%, до12,9тыс. единиц. Также набирают ход французские бренды, сумевшие повысить реализацию своих легких коммерческих машин на15%, до3,1тыс. Кроме того, сразу на28% выросли продажи Hyundai (компания нетак давно запустила вКалининграде сборку LCV).
Инфраструктурное развитие
Участники рынка надеются, что помимо прямых мер поддержки продаж коммерческих автомобилей отгосударства вдолгосрочной перспективе спрос намашины этого класса вРоссии могут поддержать планы властей поразвитию инфраструктуры изапуску строительства новых значимых объектов. Вчастности, вправительстве активно обсуждается принятие новой «Транспортной стратегии России до2036 года», согласно которой наразвитие автодорог встране планируется выделить рекордную сумму 11трлнруб.
Например, врамках грядущих масштабных строек будет создаваться автодорожный коридор Европа— Западный Китай, который позволит кардинально увеличить грузопотоки спомощью автомобильного транспорта. Помнению Кирилла Никоды, содной стороны, это одномоментно способно повысить спрос накоммерческие автомобили, обеспечивающие непосредственное строительство таких крупных объектов. Сдругой стороны, вместе сразвитием дорог будет постепенно расти испрос накоммерческие автомобили, считаетон. «Более 11трлнруб., которые планируется вложить вразвитие инфраструктуры, будут стимулировать спрос наперевозки строительных материалов иобновление дорожно-строительной техники,— подчеркивает Кирилл Никода.— Ворганизационном изаконодательном отношении такие меры,как, например, введение электронных транспортных накладных, атакже сдерживание внутренних цен натопливо врамках инфляции, будут улучшать конкурентоспособность автомобильного транспорта посравнению сдругими видами логистики».
Производители коммерческого транспорта надеются нановое правительство, которое обещает ускорить реализацию нацпроектов,что, всвою очередь, должно поправить экономику вцелом, соглашается Александр Багрецов, руководитель проектов направления «Оценка ифинансовый консалтинг» группы компанийSRG. Оннапоминает, что натерритории РФне так давно прошли события мирового значения, вызвавшие строительныйбум,— сочинская Олимпиада, ЧМпо футболу, возведение Крымского моста. Продавцы ипроизводители коммерческого транспорта рассчитывают настарт новых похожих проектов, атакже нато, что начнет проявляться более ощутимый эффект отуже реализованных программ развития экономики, резюмирует эксперт.
Автор:
Георгий Алексеев.